Статьи

« Назад

Пора в школу!  19.08.2013 01:39

 

ПОРА В ШКОЛУ!

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К НОВОМУ УЧЕБНОМУ ГОДУ

 

 Когда в мае заканчивается учебный год, кажется, что впереди целая вечность под названием "летние каникулы". Но проходит июнь, пробегает июль, и август с каждым днем стремительно приближает нас к началу нового учебного года. Как организовать своим детям спокойный постепенный переход от летних каникул к учебным занятиям? С этим вопросом мы обратились в Сахалинский областной центр медицинской профилактики.

 - Первые послабления, которые мы даем ребятам летом, это изменения режимных моментов, - говорит главный врач СОЦМП Анжела КУРЬЯНОВА. - Дети могут ложиться спать и просыпаться намного позже обычного.  Во время учебного года многие школьники не досыпают. Об этой тенденции с тревогой говорят детские врачи. И вот мы, родители, стараемся дать детям наверстать упущенное и выспаться. Это очень хорошо! Но здесь  есть и подводные камни.

Если уже в августе не начать постепенно возвращать режим ребенка к привычному школьному распорядку дня, то весь его летний отдых пойдет насмарку. Неосознанно мы заранее спрограммируем конфликты и ссоры в семье, повысим у ребенка "школьную тревожность", создадим предпосылки к возникновению психосоматических проявлений. Это частые головные и желудочные боли, головокружения...

- Что делать?

- Просто организуйте своему ребенку постепенный переход к школьному режиму. И причины для волнения пропадут сами собой.

Примерно за две недели до конца каникул начинайте каждый день будить и отправлять ребенка спать на 15- 20 минут раньше.

Не надо пугать ребенка, что учитель его накажет, если он не успел прочитать необходимые книги, не выполнил задание на лето. Ведь все упражнения даются учителями лишь в качестве рекомендаций.

За несколько дней до окончания каникул посвятите 30 минут в день повторению наиболее сложных для ребенка предметов. Занятия должны проходить в доброжелательной форме, без криков. Помните, все имеют право на ошибки.

Хвалите ребенка за любую мелочь. Это придаст ему уверенности в своих силах и поможет повысить работоспособность.

Не откладывайте покупку одежды и принадлежностей для школы на последний момент. Шум и сутолока магазинов лишь увеличат тревожность и утомляемость ребенка. Да и выбрать необходимые вещи будет гораздо сложнее. Магазины в это время стараются продать под ажиотаж залежалый товар.

И, с вашего позволения, еще один очень важный совет. Уже в процессе учебы старайтесь проводить с ребенком побольше времени вечером. Больше разговаривайте, задавайте вопросы о прошедшем дне. Не ограничивайтесь формальным родительским опросником: "Как поведение и оценки в школе? Что съел на обед?" Ребенок должен чувствовать вашу заинтересованность его жизнью. Если вы не хотите к подростковому возрасту растерять все хорошие отношения с ребенком, постепенно приучайте его своими поступками к тому, что вы не только родитель, но и друг. Пусть ребенок покажет вам свои достижения и неудачи: тетради, дневник, свои рисунки и поделки.

Обязательно проверьте выполнение всех домашних заданий: письменных и устных, даже если ребенок посещает школу продленного дня.

Примерно через две недели после начала учебного года можно добавить в режим дня ребенка внешкольные занятия в кружках или секциях.

 

ПРОВЕРЬТЕ ЗРЕНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРЕД ШКОЛОЙ!

 

- Перед началом нового учебного года обязательно проверьте у детей зрение, - предупреждает А. Курьянова. - Своевременный осмотр у офтальмолога перед началом учебного года поможет вовремя выявить снижение остроты зрения, определить, является ли это оптическим дефектом (дальнозоркость, астигматизм, близорукость) или связано с заболеванием глаз (косоглазие, воспалительные и дистрофические процессы).

При оптическом дефекте осуществляется подбор очков или контактных линз. Подбор очков у детей требует исключительно высокой точности, причем, как с точки зрения выписки рецепта на очки, так и с точки зрения подбора оправы и очковых линз.

В школе дети с наличием нарушений зрения и отсутствием необходимой коррекции (с помощью очков) могут испытывать трудности в усвоении программного материала и попасть в число неуспевающих. Учебная  деятельность детей в таких случаях может характеризоваться замедленным темпом выполнения всех заданий, особенно письменных, низкой успеваемостью написания «под диктовку» учителя и списывания с доски. Дети при отсутствии необходимой коррекции могут делать большое количество графических ошибок, пропускать буквы, искажать окончания слов. При работе с текстом могут долго искать нужную часть предложения. У них может страдать техника и качество чтения: они часто «теряют» строку.

Именно поэтому не только родителям, но и часто учителю, необходимо знать особенности зрительного анализатора ребенка, а также рекомендации и назначения врача-офтальмолога в зависимости от выявленных заболеваний.

Всем родителям необходимо помнить, что диагностика зрения ребенка перед началом учебного года необходима ежегодно в каждом возрасте. Так как своевременная диагностика и назначенное лечение являются залогом повышения остроты зрения, увеличения качества зрения, предупреждения прогрессирования близорукости и уменьшения случаев развития слабовидения.

 

ОБЩЕЕ ЗДОРОВЬЕ

 

- Обязательно обратите внимание на состояние носоглотки ребенка, - продолжает Анжела Курьянова. - Всем известно, что такое аденоиды - разрастания лимфоидной ткани в носоглотке - они затрудняют носовое дыхание, вынуждают ребенка постоянно держать рот открытым. Наличие аденоидных разрастаний может нарушать произношение ребенка, ухудшать качество голоса, слуха. Если врач рекомендует удалить аденоиды, нужно сделать это, что избавит и вас, и ребёнка от ненужных проблем.

Необходимо проверить и слух ребенка. Если обнаружится снижение, его следует лечить. Может случиться так, что полностью восстановить слух не удастся, тогда предупредите об этом классного руководителя - это очень важно, ведь школьник должен быть посажен на такое место, с которого ему будет достаточно хорошо слышно то, что говорит учитель.

Посещение стоматолога - часто стресс для ребенка. Конечно, о состоянии зубов полагается заботиться с самого раннего детства, но перед школой нужно проверить, нет ли у ребенка больных зубов - ведь это источник хронической инфекции. Так что придется или полечить зубы, или даже удалить. Полезен осмотр врача-ортодонта: проверка прикуса, посадки и роста зубов.

Нельзя начинать учебу без посещения врача-ортопеда. Нарушения опорно-двигательного аппарата - искривление позвоночника, плоскостопие, неправильная осанка - встречаются сегодня едва ли не у каждого второго школьника.

- Посоветуйте, какую гимнастику лучше делать ребенку перед школой?

- Если ребенку назначено специальное лечение, гимнастика, родителям придется внимательно следить за выполнением упражнений дома. Все рекомендации и назначения врачей должны быть восприняты очень серьезно.

Если же проблем нет, попробуйте регулярно выполнять несложные, но полезные упражнения, которые помогут ребенку стать более ловким, выносливым, сильным:

* 10 потягиваний;

* 10 шагов на месте;

* 10 прыжков на двух ногах;

* по 5 прыжков на каждой ноге;

* 10 поворотов туловища в стороны;

* 10 наклонов вперед;

* 10 наклонов назад;

* по 5 наклонов в стороны;

* 10 приседаний;

* 10 вставаний на цыпочки;

* 10 шагов с опорой на наружный край стопы (косолапо);

* 10 захватываний карандашей пальцами ног;

* 10 захватов мяча стопами.

Очень внимательно нужно следить за осанкой ребенка. И во время занятий, и во время игры, и за столом не забывайте напоминать ребенку, как правильно надо  сидеть. В школе учитель будет приучать детей правильно сидеть во время урока, поэтому и дома проводите ту же политику, особенно обращайте внимание на то, чтобы спина ребенка, когда он сидит, касалась спинки стула, предплечья свободно лежали на столе. Для ног приобретите подставочку, согнутые в коленках ноги сидящего за столом ребенка должны упираться в нее или в перекладину стола, но перекладины имеются далеко не во всех столах.

Учтите, что выполнение домашних заданий будет отнимать у ребенка достаточно времени, сидеть за столом придется подолгу, поэтому со всем вниманием отнеситесь к оборудованию его рабочего места.

Прежде всего у ребенка должен быть свой собственный стол, который будет выше локтя малыша, стоящего рядом, на 2-3 сантиметра. Слишком низкий стол приведет к нарушению осанки, высокий - к искривлению позвоночника.

Если школьные принадлежности будут горой свалены на рабочем столе, а выполнение домашнего задания  сопровождается поисками нужной вещи - трудно рассчитывать на хорошую успеваемость.

И еще об одном очень важном моменте. За столом, при недостаточном освещении ребенку придется ниже склоняться к тетради или книге, приглядываться, напрягать зрение, а это приведет к зрительному утомлению и усталости. Сколько детей испортили себе зрение, читая при тусклом свете! Дневной свет должен падать слева, тогда тень от руки не будет лежать на тетради, слева поставьте и настольную лампу, свет не должен рассеиваться - приготовьте лампу с «глухим» абажуром. Мощность лампочки должна быть 40-60 ватт. Как определить наиболее оптимальное расстояние от глаз до тетради или книги? Кончики пальцев руки ребенка, поставленной на локоть, должны свободно доставать до виска - при соблюдении этих параметров зрительное утомление будет минимально.

Для ношения школьных принадлежностей лучше, понятно, подойдет рюкзак - его ребенок носит за плечами, это вырабатывает правильную осанку и развивает грудную клетку. Руки, оставаясь свободными в таком положении, легче удерживают равновесие. Ребенку легко идти, легче дышится.

Укладывайте ребенка спать не очень поздно, чтобы утром он просыпался рано, тогда и подниматься в школу будет не так трудно и сна для того, чтобы набраться сил, будет хватать.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКА

 

- Как это ни печально, но сегодня есть дошкольники, выражающие нежелание идти в школу. С чем это может быть связано?

- Ни с чем иным, как с форсированным приобщением ребенка к знаниям, обгоняющим естественный процесс психического развития, - говорит психолог Светлана КИМ. - Тогда преждевременное обучение превращается в научение и навсегда пропадает всякое желание к познавательной активности, без которой невозможен учебный процесс. Ребенок может сломать свои молочные зубы о гранит науки.

Мы иногда забываем, что задачей школы является не только передача ребенку знаний, но главное, чему должен научиться ребенок в школе – это умению учиться.

Ребенка нельзя рассматривать как кувшин, который наполняется знаниями по мере перехода из класса в класс, и основной заботой которого является не расплескать их к выпускным экзаменам. К сожалению, знания нельзя пассивно принимать из заботливых рук учителя, посредством ложечки для кормления. Обучение в школе - это активный процесс, требующий участия, заинтересованности и предъявляющий ряд требований, которые и определяют готовность к школе в личностном смысле. Среди них, прежде всего, следует отметить желание ребенка учиться, понимание условий учебного общения, способность удерживать внимание на протяжении всего урока, возможность относиться к учебе как к самоценному процессу, а не как к разновидности игры, возможность принять авторитет учителя и на его контроль и критику реагировать с пониманием, умение ежедневно переживать разлуку с любимой мамой.

Психологическая готовность к школе обеспечивает условия восприятия базисных знаний, получаемых в начальных классах и самой сути процесса обучения. Базисные знания обеспечивают возможность понимания весьма сложного материала, получаемого при дальнейшем обучении. А усвоение самой сути процесса обучения и принятия его как метода обеспечивает способность к получению других знаний в любых областях.

Интересно, что в младшем школьном возрасте ребенок переоценивает ценности, значимые для него ранее – игра перестает быть основным содержанием его жизни и учебная деятельность теперь на первом месте. На этом этапе человек учится обобщать переживания, которые теперь будут влиять на становление его личности, все более обнаруживая богатства своей внутренней жизни. Это разделение жизни на внешнюю и внутреннюю меняет все поведение ребенка, поэтому очень остро переживаются конфликты, появляются аффективные реакции, капризы, но все это уходит, когда ребенок проживает критический период адаптации к учебному процессу и вступает в новый возраст в своем новом качестве. Теперь он понимает, что можно и нужно делать в классе, не только то, что хочется и интересно, а то, что надо, и эти правила существуют для всех. Приобретает способность более или менее адекватно оценить будущий поступок, его результат и даже отдаленные последствия. Теперь он может услышать точку зрения другого, увидеть ситуацию не только со своей стороны. Хотя бывает все еще сложно усидеть на одном месте, не говорить все, что пришло в голову и удержаться от соблазна залезть под стол, дернуть кого-нибудь за косичку, поковыряться в носу.

Первоклассники учатся деловому общению между собой, учатся выполнять совместные учебные действия, основываясь на том опыте, который приобрели в детском саду. И их ожидает сложная внутренняя работа над собой, которая должна превратить дошкольника в ученика школы. Для них эта работа будет очень трудной, и чем менее ребенок готов к школе психологически, тем сложнее ему будет научиться изменять себя в соответствии с поставленными задачами. Здесь многое зависит от участливой поддержки окружающих, первого учителя и конечно же вас, родителей.