Статьи

« Назад

Школа  19.08.2014 20:54

УЧИТЕСЬ НА ЗДОРОВЬЕ!

ПЕРВЫЕ ДНИ В ШКОЛЕ – ИСПЫТАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ

 

Для всех детей начало нового учебного года (а для первоклассников - школьной жизни) - это серьезная перемена в привычном распорядке дня. Как любая перемена, она проявляется сменой настроения и самочувствия. Нелегкий адаптационный период предстоит пережить не только школьникам, но и их родителям. Несколько советов к началу учебного года предлагают специалисты Сахалинского областного центра медицинской профилактики и психолог из Южно-Сахалинска Людмила Разумова.

НА МЕДОСМОТР!

Как ни банально это звучит, но еще до поступления в первый класс (можно и в самом начале учебного года) очень важно пройти с ребенком общее обследование. Это поможет выявить незаметные ранее проблемы, которые со временем могут развиться в хронические заболевания и отразиться на успеваемости ребенка. Например, в рамках обследования иногда обнаруживаются плохое зрение или пониженный слух, искривление позвоночника, железодефицитная анемия и другие расстройства здоровья.

Получить направление на подобное обследование, включающее визиты к окулисту, ортопеду, отоларингологу и необходимые анализы, можно у своего педиатра.

ХОРОШЕЕ НАЧАЛО ДНЯ

Утро в спокойной обстановке – залог хорошего дня. Все, что происходит с ребенком в школе, он воспринимает сквозь призму полученных дома понятий и знаний. Будет ли он чувствовать себя в течение дня уютно? Это во многом зависит от родителей.

Теперь ранний подъем уже не редкое явление, а ежедневная необходимость. Чтобы ваш ученик просыпался по утрам с удовольствием, ему и вам нужно пробуждаться как минимум за час до выхода из дома - и начинать день с совместного легкого завтрака и приятной болтовни. Кстати, такое начало дня окажет благотворное влияние и на ваше настроение, а также на отношения в семье.

ДОРОГА В ШКОЛУ

Провожайте ребенка в школу и, по возможности, приводите обратно, советуют сотрудники ГИБДД и областного центра медицинской профилактики.

Количество информации, посвященной этой теме, уже давно должно было превратить вопрос безопасности ребенка в риторический. Но, к сожалению, этого не произошло, и тема безопасности остается актуальной, как никогда. Огромное количество детей ежегодно получает травмы именно по дороге в школу и из школы, причем, чем младше ребенок, тем выше для него риск попасть в ДТП.

«Золотое» правило безопасности: каким бы самостоятельным ни был ваш ребенок, обязательно проводите его до школы и заберите домой. Желательно, чтобы для экстренных случаев при себе у него была записка с домашним адресом и вашим телефоном.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ ДОМОЙ!

Расспросите ребенка о том, как прошел его день в школе. И, что не менее важно, искренне выслушайте его! Имея терпеливых и заинтересованных слушателей, ребенок чувствует уверенность в себе, он ощущает себя интересным и умным, и видит в родителях близких людей. Старайтесь быть в курсе школьных дел, поддерживайте контакт с учительницей, знайте имена друзей своего сына или дочери и не забывайте приглашать их в гости.

ОХ, УЖ ЭТИ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ…

Родители привыкли думать, что у ребенка нет мотивации к учебе и учиться он, скорее всего, не хочет. На самом деле это мы влияем на его отношение к урокам, домашним заданиям и т. д. Если мы терпеливы, внимательно прислушиваемся к ребенку, его нуждам, ритму и темпераменту, то учеба превратится для всех в безболезненный и даже приятный процесс.

Во-первых, говорите о школе только хорошее, представляя ее в глазах ребенка интересным и приятным времяпрепровождением. Во-вторых, не заставляйте его насильно делать домашнее задание и не грозите всяческими карами за невыполнение уроков. Вместо этого разделите время для игр и время для занятий.

В первые годы учебы лучше выполнять задания в несколько приемов по полчаса, а не заставлять ребенка проводить за уроками несколько часов подряд. Если он делает уроки слишком долго, проблема может заключаться в плохой концентрации внимания (что характерно для этого возраста) и неправильной организации рабочего времени. Подумайте, как вы можете оптимизировать процесс? Старайтесь говорить о занятиях в положительном духе и не забывайте обязательно хвалить его за каждое, даже самое незначительное, достижение.

СВЯЗЬ С ДРУЗЬЯМИ

Дружеские связи с одноклассниками много значат для личностного и социального развития ребенка, зачастую причина плохой успеваемости – конфликты с одноклассниками. Это может случиться, если ребенок излишне застенчив, нелюдим, или его внешность резко отличается от средних показателей.

Конфликты могут привести к вспыльчивости и агрессивному поведению. Если ребенка дразнят или избегают, если ему не дают прохода, у него нет друзей, он не хочет идти в школу, постоянно испытывает напряжение, переживает – это не только наносит ему психологическую травму, но часто служит причиной плохой успеваемости.

- Чтобы избежать проблем, - советует психолог из Южно-Сахалинска Людмила Разумова, - поддерживайте связь с родителями одноклассников, договаривайтесь с ними о встречах детей и их совместных играх. Хорошие дружеские связи со сверстниками – залог положительных эмоций и интереса ребенка к школе. Это общие советы.

С каждым случаем надо разбираться отдельно. Ко мне на прием приходил папа 10-летней девочки, которой не давали прохода ее одноклассницы, он называл это «гнобят». Я попыталась помочь советом - и даже не как психолог, а скорее, как мама.

Мою дочь тоже "гнобили" девочки из старшего класса. Нам помогло вот что. Я попросила двоюродного брата дочери приехать за ней в школу со своими друзьями (брат старше на три года). Моей дочке тогда было 11 лет, брату 14. Моя дочка после уроков демонстративно прогулялась с ними во дворе школы - помогло. Больше к ней особо никто не пристает. В этом возрасте у девочек в авторитете мальчики постарше. А вот если вы с женой придете говорить с девочкой, то результат, как правило, может быть противоположный. "Гнобить" будут еще больше - за то, что подключила родителей.

Придумайте с ребенком пару запасных колких и смешных фраз, подходящих к любой ситуации, чтобы осадить приставучих одноклассников. И пусть ваш ребенок не боится ответить при всех обидчику - поможет.

С вашего позволения прокомментирую еще одну ситуацию. Недавно ко мне обратилась мама первоклассника из Южно-Сахалинска Анна. Ее опасения сводились к следующему: она знает адаптационные проблемы своего ребенка - недостаточные знания о том, что такое школа, сможет ли он соответствовать предъявляемым требованиям и какими они будут, эти требования?

"Все это тревожит его, - говорила Анна. - А отсюда и шквал вопросов: как я узнаю, какой урок будет первым, а как я найду спортивный зал, а если я захочу в туалет и т. п. и т. д.? Иногда не хватает терпения отвечать, тем более, когда вопросы повторяются, раздражаюсь и говорю: "Там все такие, как ты, вам все скажет учитель!" Как правильно поступать - Анна не знала. Причем, у них был неудачный опыт посещения подготовительного класса, организованный как бы с целью адаптации к школе, а на деле это вылилось в скрытое тестирование с целью отбора в гимназический класс. Ребенок Анны, оказывается, не торопился показать себя, не поднимал руку (а если и поднимал, то так, чтобы учительница этого не заметила). Вот его объяснение: "Гарри Поттер тоже не поднимал руку, а его все-таки все любили"...

На мой взгляд, основная проблемы в этом случае в том, что ребенок Анны боится совершать ошибки, ошибаться, боится сделать что-то не так, не соответствовать предъявляемым ему требованиям. А ведь не ошибается тот, кто ничего не делает.

К сожалению, система школьного обучения только способствует развитию у детей мотивации избегания неудач. Ведь в школе за ошибки "наказывают" плохими отметками. Вероятно, это является одной из причин того, что "отличники", которые хорошо учились в школе, и привыкли все делать только на "5", не всегда достигают особых успехов в реальной жизни. В обычной жизни, чтобы чего-то реально добиться, важна ориентация не на избегание ошибок, а на достижение успеха.

Поэтому родителям важно сформировать правильное отношение у детей к школьным отметкам и к ошибкам. Важно, чтобы ребенок не боялся проявлять инициативу, активность, пробовать и ошибаться, снова пробовать и снова ошибаться. Если что-то ему непонятно, то не надо стесняться или бояться показаться глупым, гораздо хуже не знать и бояться спросить. Не надо бояться сделать что-то неправильно, ведь на ошибках учатся. А чтобы ребенок именно так и поступал, родителям не стоит ругать и наказывать его за ошибки, наоборот, надо поощрять малыша за разумную инициативу.

Очень ценное качество как для детей, так и для взрослых - это умение находить что-то положительное в любом негативном опыте. Именно этому надо учить ребенка.

Помочь же ребенку лучше адаптироваться к предстоящему обучению в школе может обычная сюжетно-ролевая игра. Можно обыграть с ним возможные проблемные ситуации: что делать, если он захочет в туалет, не сможет найти спортзал, опоздает на урок и т. п.? Вы можете ему рассказать (придумать) истории из собственной жизни, которые происходили с вами или вашими бывшими одноклассниками в первом классе. Чем больше чувства юмора вы проявите - тем лучше. Пусть ребенок поймет, что все через это проходят, и ничего страшного в этом нет.

Существует и еще целый ряд проблем.

Одной из них является тревожное отношение к взрослым. Такой ребенок очень беспокоится о том, любят ли его, интересуются ли им. Почему так происходит? Чаще всего потому, что именно приятия со стороны взрослых ему остро не хватает в собственной семье, и чтобы хоть как-то компенсировать недостачу, ребенок пытается «натянуть позитива» с чужих, посторонних ему людей – учителей, своих друзей-приятелей.

Поначалу ребенок словно все время «тестирует систему» – неустанно проверяет, нужен ли он, важен ли, интересен ли. Если заполнить вакуум не удается, ситуация становится более острой: ребенок всеми силами старается обратить на себя внимание взрослых, всячески добивается признания и любви. Порой это носит характер «липучести», навязчивости и вызывает отторжение – то есть эффект, противоположный тому, на который ребенок рассчитывал, и тогда ситуация перерастает в неприятие. На первых же этапах ребенок все время надеется на получение «поглаживаний» и сильно тревожится по этому поводу.

Выражается все это в том, что он всеми правдами и неправдами стремится обратить внимание учителя на себя – старается помогать, где только можно, брать на себя все мыслимые и немыслимые обязанности, учиться лучше всех или готовиться сверх программы... Не всегда учителям это приятно, порой изрядно раздражает, однако нередко такие дети становятся любимчиками. Увы, одновременно они «теряют очки» в коллективе сверстников (их считают подлизами, «цирковыми собачками»).

А ведь вся их проблема состоит в том, что они, как голодные щеночки, бегут за каждым взрослым в надежде на «сладкое» – симпатию и ласку. Представляете, до какой степени ребенку этого должно недоставать дома? Отсюда и вывод: единственное лекарство от таких состояний – любовь и приятие в семье, среди тех взрослых, которые природой предназначены ему в самые близкие.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

Будьте в постоянном контакте с учителями, которые ежедневно общаются с вашим ребенком и могут дать много полезной информации о его поведении в школьной обстановке. В детском саду от малыша не требовалось слишком больших усилий и навыков, поэтому есть множество проблем, которые проявляются только при поступлении в первый класс. Даже самые незначительные на первый взгляд мелочи оказывают сильное влияние на успехи ребенка в учебе.

Ранее обнаружение синдрома расстроенного внимания, гиперактивности, дислекции, дисграфии и других нарушений необычайно важно, чтобы ребенок не чувствовал себя отстающим или "глупым" среди других детей. Обсуждая проблемы совместно с учителем, вы всегда будете в курсе происходящего с ребенком и сможете помочь ему. В идеале: стоит провести «тройную» встречу: родители, учитель и психолог - для разработки наиболее подходящего вашему ребенку "лечения".

***

Итак, по утверждению специалистов областного центра медицинской профилактики, проблемы в школе могут привести к нарушению настроения, снижению самооценки и даже к ухудшению здоровья ребенка. Он может стать раздражительным или, наоборот, вялым, плохо спать, отказываться от еды. У некоторых детей в период адаптации к школе могут отмечаться различные соматические отклонения: повышенная температура, головная боль, боли в животе, обострения хронических заболеваний. В любом случае необходимо обеспечить ребенку достаточно родительского внимания и заботы, необходимую помощь и поддержку. И помните, что отличная учеба – не самоцель. Намного важнее здоровье и психологический комфорт.